В Тюменской области идет "перезагрузка" высшей школы. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев во время выступления на пленарной сессии «Инженерное образование: опора развития реального сектора экономики» инновационного нефтегазового форума.
«Одна из причин, почему возникли проблемы в высшей школе, которые мы активно обсуждаем в последнее время - это исключение регионов из жизни вузов, - отметил он. - Однако не всегда можно понять из центра реальные потребности у того или иного субъекта, социально-экономическую обстановку в регионе. Сейчас ситуация поменялась: по-прежнему есть федеральные полномочия, но и регион получил возможность влиять на развитие высшей школы».
Еще одна проблема, которая всплыла на поверхность в результате «перезагрузки» российской системы образования – отсутствие конкуренции между студентами, преподавателями и профессорами. «Мы принимали студентов столько, сколько хотели, в зависимости от их оплаты и тем самым убили конкурентную среду у студентов. Уровень заработной платы и сам статус профессий профессорско-преподавательского уничтожил конкурентную среду и среди них. Сегодня к высшей школе предъявляются новые требования и становится ясно, что с таким профессорско-преподавательским составом нужно серьезно работать. Пока этой работы не происходит, студенты приходят на производство с низким уровнем практической подготовки», - добавил Владимир Якушев.
Слабую подготовку студентов и выпускников в вопросах практики отметил и другой докладчик пленарной сессии - генеральный директор Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Игорь Шпуров. "С производственной практикой у нас не очень хорошо во всех университетах. Это в свою очередь влияет на уровень подготовки молодых специалистов", - сказал он.
Игорь Шпуров привел данные Сургутнефтегаза, которые свидетельствуют о снижении среднего балла сотрудников с опытом до 1 года. В 2011 году он составлял 71, в 2016 году средний балл сложился в пределах 64,9.
"В целом, эти цифры в пределах допустимого и стоит задуматься даже не о самих баллах, а о том, что за последние годы этот показатель не растет ", - добавил он.
По информации Игоря Шпурова, нефтегазовые компании в списке проблем современных выпускников на первое место ставят именно недостаточный уровень практической подготовки. «В Татнефти, например, низкий уровень преподавательского состава отметили лишь 2% респондентов, низкий уровень общей подготовки – 21%, а слабая практическая подготовка волнует уже 67%», - рассказал Игорь Шпуров.
В Тюменском индустриальном университете с прошлого учебного года (2015-2016 гг.) началась переориентация на практико-ориентированный подход обучения. Основная задача, которую поставил перед собой университет, заключается в создании необходимой обучающей среды с использованием прикладных методов на площадках предприятий. В процессе обучения используется лабораторная база кафедры бурения, тренажерное оборудование, кроме того, часть практических и лабораторных занятий проводится в сетевой форме взаимодействия с ведущими предприятиями-партнерами. Обучением наряду с преподавателями занимаются и работодатели. Таким образом, студенты получают ещё больше практики. По словам ректора вуза Олега Новоселова, в будущем планируется выстроить процесс так, чтобы 50% учебного времени студент проводил на практических занятиях. «В прошлом году пилотный проект практико-ориентированного модульного подхода прошел апробацию по двум направлениям подготовки. С этого учебного года мы планируем распространить данный опыт и на другие специальности нефтегазового дела. Нам удалось релализовать такую систему благодаря поддержке правительства области и партнеров вуза».
Отметим, сегодня в нефтегазовой отрасли трудится почти 1 млн человек. В ХМАО - самом нефтедобывающем регионе - работником ТЭК является каждый пятый югорчанин.