История

Историю ГКЗ от зарождения и до сегодняшнего дня по выполняемым функциям и уровню решаемых задач условно можно разделить на четыре этапа.

Необходимость объективной оценки запасов минерального сырья для действующих и строящихся промышленных предприятий возникла еще в годы, предшествующие первой пятилетке.

В 1927 году во исполнение приказа № 881 ВСНХ СССР Геологический Комитет образовал Комиссию по подсчету запасов полезных ископаемых «для придания единообразия и авторитетности всем цифрам запасов, исходящих от Геологического Комитета».

Первое заседание «Комиссии» (протокол № 1) состоялось 31 мая 1927 года, что и считается датой рождения ныне существующей Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ).

С 1 июля 1954 года Постановлением Совета Министров СССР №1347 ГКЗ была подчинена непосредственно Совету Министров СССР. С этого момента ГКЗ фактически приобретает статус Министерства.

Такое высокое вневедомственное положение ГКЗ в системе управления геологической службой соответствовало ее основной функции, выполняемой в государстве с плановой экономикой и социалистическим укладом хозяйствования, основанном на принципе самодостаточности национальной минерально-сырьевой базы. Эту функцию кратко можно охарактеризовать как государственная приемка запасов полезных ископаемых, разведанных в недрах, для передачи в освоение добывающей промышленности.

В целом второй период деятельности ГКЗ можно охарактеризовать как наиболее плодотворный. Фактически была создана школа советских (российских) геологов-экспертов, определяемая как «школа ГКЗ», собравшая высококлассных специалистов из различных областей геологических наук. Обобщение огромного опыта изучения и разработки месторождений полезных ископаемых позволили постоянно совершенствовать классификацию запасов, рекомендации по ее применению к различным группам месторождений, обеспечив тем самым единство методики разведки и оценки достоверности разведанных запасов.

В новой России временно оказалась невостребованной главная функция ГКЗ – «госприемка запасов». Это объясняется следующими причинами:

  • Резким падением объемов геологоразведочных работ и, соответственно, резким уменьшением прироста запасов;
  • Переделом властных полномочий между Центром и субъектами Федерации;
  • Некомпетентностью при принятии решений. 

Обстановка отчасти начала нормализовываться к 1997-98 гг., что было связано с завершившимся в основном переделом крупных объектов собственности, после которого заметно оживился интерес инвесторов к недрам, к обеспечению своих предприятий разведанными запасами, проведению геологоразведочных работ.

С 2002 г. отмечается расширение круга месторождений твердых полезных ископаемых, рассматриваемых экспертизой. Помимо традиционных валютных (алмазы, золото, платина) и ориентированных на экспорт объектов добывающей промышленности, на экспертизу представляются месторождения различных металлов и нерудного сырья.

С 2004 г. совершенствуется структура государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, унифицируются требования и подходы к их оценке, добавляются новые виды экспертизы. Все это положительно сказалось на экспертной деятельности ГКЗ.

Работа по созданию единого механизма государственной экспертизы на всей территории РФ была начата в 2005 г. с учреждения в ряде субъектов РФ 57 территориальных отделов ГКЗ. Последующий анализ их деятельности выявил необходимость дальнейшего совершенствования механизма государственной экспертизы путем создания филиалов ГКЗ. На сегодня создано 9 филиалов ФБУ «ГКЗ», осуществляющих экспертизу запасов ТПИ, подземных вод и участков недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В ФБУ «ГКЗ» разработана автоматизированная система учета и планирования проведения экспертиз, внедряются системы автоматизации рабочих процессов и единая база данных, повышающие точность и качество экспертиз, расширяется институт внештатных экспертов, проводится их обучение, организуются семинары по повышению квалификации сотрудников ФБУ «ГКЗ» и недропользователей.

В целях развития экспертизы и ее нормативно-методической базы ФБУ «ГКЗ» осуществляет деятельность в области взаимодействия с международным сообществом: Европейской федерацией геологов, Обществом инженеров нефтегазовой отрасли, Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах и др., по вопросам классификаций и учета запасов и ресурсов полезных ископаемых и совершенствование нормативных документов в этой области. Принимает участие в работе Группы экспертов по вопросам классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых при Европейской экономической комиссии ООН.

Совершенствование механизма государственной экспертизы является естественным процессом эволюции научно-технического развития страны. Необходимость в проведении государственной экспертизы сегодня бесспорна. Она является одним из важнейших элементов эффективного управления минерально-сырьевым комплексом России, обеспечивает рациональное комплексное использование недр и служит залогом достоверности информации, обеспеченности полезными ископаемыми будущих поколений.

  • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Отправить сообщение